Форум

AuthorTopic



Guest
Joined: 01.01.70
link post  Posted: 27.03.08 20:50. Post subject: Испании


000

Спасибо: 0 
Quote Reply
Replys - 6 [new only]





Guest
Joined: 01.01.70
link post  Posted: 27.03.08 20:51. Post subject: На протяжении всего ..


На протяжении всего Средневековья социально-историческое развитие феодальных государств Пиренейского полуострова, позднее объединившихся в составе Испании, отличалось большим своеобразием. Прежде всего оно определялось многовековым процессом высвобождения народов полуострова из-под владычества мавров — Реконкистой, наложившей отпечаток на все социальные, политические и культурные отношения этих народов. В результате Реконкисты феодализм в пиренейских государствах развивался замедленными темпами; в частности, здесь менее резко, чем в других странах Западной Европы, обозначилось членение общества на сословия. Совместная борьба с захватчиками породила тенденцию к объединению у народов с различными этническими корнями. С другой стороны, неравномерность темпов освобождения от арабского ига привела к чрезвычайной пестроте социальных отношений в различных государствах полуострова, к нарушению естественных этнических и государственных границ. Земли басков, населявших северо-восточные районы полуострова и юго-западные районы Франции, оказались частично включенными в состав королевств Астурии и Леона. То же произошло и с народами, говорившими на галисийско-португальском диалекте: от Португалии отделяется Галисия, тяготевшая к Леону и Кастилии. Каталония долгое время принадлежала Провансу, а с 1164 г. графство Барселонское вошло в состав Арагона. В процессе Реконкисты определилась и особая роль Кастилии, возглавившей борьбу против мавров и добившейся в ходе этой борьбы доминирующей роли в политической жизни народов Пиренейского полуострова.
Все эти черты социально-политического развития особенно отчетливо обнаружились в позднем испанском Средневековье, с XIV в. Ими во многом определялись и специфические особенности культуры этого периода. Едва ли не важнейшей среди них было усиление взаимодействия и контактов испано-кастильской, каталонской, галисийской и баскской литератур. Эти контакты существовали и раньше, но тогда взаимодействие этих литератур сочеталось с более тесными связями с литературами других стран. Так, баскская литература Испании ориентировалась на творческий опыт литераторов-соотечественников, живших по ту сторону Пиренеев, во французской Наварре; галисийская литература еще только начинала выделяться из португальской; каталонская же литература была ориентирована на Прованс, и провансальский язык стал также языком рыцарской лирики
335
Каталонии. В XIV—XV вв. взаимодействие литератур пиренейских народов стало настолько интенсивным и постоянным, что можно говорить о формировании многонациональной литературы Испании. При этом испано-кастильская литература не всегда опережала в некоторых жанрах и направлениях литературы других пиренейских народов, активно усваивая их достижения культуры, которая на определенных этапах выдвигалась на передний план и приобретала общеиспанское значение. Так случилось в XII—XV вв. с галисийско-португальской лирикой, язык, жанры, поэтические формы и даже стилистика которой стали общеиспанскими. В XV в. такое же значение приобрела литература Каталонии, переживавшая пору Возрождения.
Уже в раннем Средневековье выявилась и другая характерная особенность различных литератур Испании — отсутствие четко выраженных черт сословной обособленности. Известно, что в европейской средневековой литературе развивались параллельно или сменяя друг друга, наряду с фольклорным творчеством народных масс, клерикальная, рыцарская и городская литературы. В Испании же с самого начала выявились два потока литературы: народная, фольклорная, долгое время существовавшая в устной форме (mester de juglaría) и письменная, «ученая литература» (mester de clerecía). Границы между ними оставались зыбкими на протяжении всего Средневековья, а различия часто не носили мировоззренческого характера, а касались преимущественно жанровой специфики, используемых метрических форм и художественных средств. В XIV в. в

Спасибо: 0 
Quote Reply



Guest
Joined: 01.01.70
link post  Posted: 27.03.08 20:52. Post subject: «ученой литературе» ..


«ученой литературе» сливаются не только существовавшие во Франции раздельно литературы клерикальная и рыцарская, но и городская литература, что придает этой литературе в Испании особые черты демократизма. Преобладание демократических тенденций в испанской литературе получило свое выражение также в относительности границ между «высокими» и «низкими» жанрами, между изображением «возвышенной» и «низменной» сфер действительности.
Образование единого Испанского государства на базе не знавшей подлинного крепостничества Кастилии, рост экономики всей страны, контакты с другими странами способствовали развитию городов, трансформации идальгии в служилое дворянство и в вольных искателей легких заработков и приключений. Начинающийся кризис феодальных отношений затрагивает и другие сословия общества, порождает раннебуржуазные отношения. Возникающая с конца XV в. гуманистическая культура Кастилии быстро заслоняет собой письменную культуру Каталонии и других областей Испании; формируется общеиспанская ренессансная литература на испано-кастильском языке.
На раннем этапе испанского Возрождения существенную роль играет воздействие ранессансной культуры Италии, особенно через посредство Арагона, которому принадлежат итальянские земли и Каталония, вступившая на путь Возрождения ранее других пиренейских народов. Вместе с тем в процессе творческого и критического восприятия итальянского искусства постепенно выявляются специфические черты литературы испанского Ренессанса.
Во второй половине XVI — начале XVII в. эта литература переживает пору наивысшего подъема. Окончательно складываются все основные жанры испанской ренессансной литературы, которая становится одной из наиболее передовых литератур Европы. Однако в зрелом испанском Возрождении — в обстановке наступления феодально-католической реакции и углубляющегося социально-политического упадка страны — очень рано появляются признаки кризиса ранессансного гуманизма. Параллельно с конца XVI — начала XVII в. как реакция на кризис возникает идеология и культура барокко. В этих условиях границы между зрелым и поздним, кризисным этапом Возрождения в Испании оказываются трудно различимыми. Можно сказать лишь, что трагическое осознание несоответствия реальности гуманистическим идеалам становится особенно очевидным примерно на рубеже столетий.
Таким образом, с XIV по начало XVII в. литература Испании прошла следующие основные этапы:
1) литература Позднего Средневековья (с XIV в.);
2) литература раннего и зрелого Возрождения в Каталонии и углубляющегося кризиса средневековой культуры в Кастилии, куда проникают первые ростки ренессансной культуры (1400—1475);
3) литература раннего общеиспанского Возрождения (1475—1550);
4) литература зрелого и позднего Возрождения Испании (1550 — конец первой трети XVII столетия), свою культуру XVI в. — первой половины XVII в. испанцы называют Золотым веком (el Siglo de oro).
ИСПАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА – литература Испании на испанском (кастильском) языке. В результате завоевания римлянами Пиренейского полуострова во 2 в. до н.э. местное население, кельтиберы, было романизировано, а принесенная римлянами народная латынь, из которой впоследствии развился испанский язык, заменила наречия кельтиберов. Со второй половины 5 в. н.э. на территории полуострова существовало государство вестготов, которое уничтожили арабы, захватившие в 711–718 почти всю территорию Испании.
Средневековая литература. Как и литературы других западноевропейских стран, испанская литература формировалась под влиянием христианской (католической

Спасибо: 0 
Quote Reply



Guest
Joined: 01.01.70
link post  Posted: 27.03.08 20:52. Post subject: религии, культурного..


религии, культурного наследия античности и народного творчества. Она развивалась в тесном взаимодействии с гораздо более развитой культурой арабского мира. С начала завоевания арабами Пиренейского полуострова испанцы стремились отвоевать свои земли. Аванпостом этой освободительной войны, получившей название Реконкисты и завершившейся только в 1492, была Кастилия, свободные крестьяне и независимые города которой сильно повлияли на формирование испанской литературы.
Первые литературные образцы на испанском языке датируются 11 в. Ранее существовавшая кастильская лирическая поэзия не записывалась. Самыми древними памятниками испанской лирической поэзии считаются харджа. Арабские и еврейские поэты в Андалусии использовали жанр «мувашшах» («опоясывающий») – небольшая поэма, исполняющаяся под музыкальный аккомпанемент. Последняя строфа мувашшаха, называвшаяся «харджа» на мосарабском диалекте (языке арабизированных испанцев), несла в себе главную смысловую нагрузку. Харджа записывались арабским алфавитом на народном романском языке с арабскими или древнееврейскими вкраплениями. Кастильцы сочиняли и песни на разные случаи жизни, такие, как «серрана» или «серранилья», песнь горянки; «майские песни», прославляющие приход весны и др.
Эпическая поэзия сохранилась более полно. Героические эпические поэмы, так называемые «песни о деяниях», сочиняли хуглары – бродячие поэты и артисты, дававшие представления на улицах городов и в замках феодалов. В поэмах отразилась история средневековой Испании: феодальные усобицы, реконкиста, борьба против французского господства и т.п.
Величайший памятник испанского героического эпоса и первое дошедшее до нас литературное произведение на испанском языке – поэма Песнь о моем Сиде. Ее герой – живший в 11 в. выдающийся деятель реконкисты Родриго Диас де Бивар, известный под именами Кампеадор (исп. «боец») и Сид (араб. «господин»), множество сведений о котором сохранилось в хрониках и других документах. Поэма, вероятно, была сочинена хугларом из Мединасели около 1140, то есть примерно через 40–50 лет после смерти героя. Она возникла в начале 13 в., а до нас дошла в рукописи 1307. О том, что поэма написана одним автором, свидетельствует ее завершенность и единство стиля.
Эпические поэмы в средние века считались достоверными историческими документами, и поэтому их включали в хроники, иногда пересказывая прозой. Ко второй половине 12 в. или ранее относят возникновение поэмы о событиях 10 в. Семь инфантов Лары, включенной во Всеобщую хронику. В хронике Псевдоисидора содержится Поэма о Родриго и о том, как погибла Испания, в основе которой лежит легенда о последнем короле вестготов, побежденном маврами. В Нахерской хронике (ок. 1160) пересказана Поэма о графе Фернане Гонсалесе, герой которой – кастильский граф, боровшийся за освобождение своей земли. Сохранилась и сама поэма в клерикальной обработке 13 в. В той же хронике – Поэма об осаде Саморы, еще одна поэма о Сиде, а поэма Родриго, или Юношеские годы Сида была обнаружена в Рифмованной хронике 14 в.
С распространением просвещения среди дворянства и горожан появляется сравнительно широкий слой образованных людей, вследствие чего рыцарская и городская литературы постепенно вытесняют клерикальную, долгое время занимавшую господствующее положение. В то же время важный этап в развитии средневековой испанской литературы представляет так называемое «ученое искусство» (mester de clerecia), которое создавалось духовными лицами или рыцарями и с самого начала противостояло «хугларскому искусству» (mester de juglaria). «Ученое искусства», возникавшее на

Спасибо: 0 
Quote Reply



Guest
Joined: 01.01.70
link post  Posted: 27.03.08 20:53. Post subject: основе античных или ..


основе античных или библейских сюжетов и религиозных легенд, первоначально создавалось на латинском языке, позднее – и на народном испанском. Наряду с религиозными мотивами появляются и светские. Для «ученого искусства» характерен особый тип стиха, достаточно монотонный, получивший название «куадерна виа» (cuaderna via). Первые подобные сохранившиеся произведения «ученого искусства» относятся к 13 в. Клирик Гонсало де Берсео (ок. 1198 – после 1264), писавший жития святых, произведения, посвященные Деве Марии и другие религиозные сочинения – первый кастильский поэт, имя которого дошло до нас. В отличие от других клириков, Берсео использовал понятный народу язык. Лучшее его произведение – Чудеса нашей сеньоры состоит из 25 рассказов о чудесах Богоматери.
К ранним образцам «ученого искусства» относится Книга об Аполлонии (1235–1240), источником которой послужила написанная прозой на латинском языке история Тирского царя Аполлония. Появление Книги об Александре, основанной на французских источниках, также относят к середине 13 в. Хотя действие обеих книг происходит в античные времена, в них отразились черты современной авторам действительности.
О существовании в Испании уже в 13–14 вв. традиции рыцарского романа свидетельствуют книги Великое завоевание за морем и Книга о рыцаре Сифаре (ок. 1300).
В 13–15 вв. с арабского на испанский переводились рассказы, в которых восточная мораль переплеталась с христианской. Среди них – Калила и Димна, Сендебар, переведенный на испанский язык в 1253 под названием Книга об обманах и хитростях женщин и Варлаам и Иосафат.
В середине 13 в. устраивались театральные представления, как религиозные, так и светские. В религиозном театре существовали два жанра – мистерия (произведения о жизни Иисуса Христа) и моралите (пьесы аллегорического характера). 147 стихов Действа о царях-волхвах – единственный дошедший до нас памятник кастильского театра, созданный в 12 или 13 вв. Народные представления, называвшиеся властью «издевочными игрищами», подвергались запретам и гонениям со стороны церкви.
Первые образцы прозы на испанском языке относятся к началу 13 в. Важнейшую роль в создании кастильской прозы и в распространении кастильского языка сыграл Альфонс Х, прозванный Мудрым (1221–1284). Он составил свод законов Семь частей, а также, объединив разрозненные испанские хроники, – Всеобщую хронику. Альфонс Х принимал участие и в создании Великой и всеобщей истории, где в назидательно-аллегорической форме излагалась история человечества от сотворения мира. В отличие от прозы, стихотворные произведения Альфонс Х писал на галисийско-португальском наречии, общепринятом для лирической поэзии, которое многие кастильские поэты предпочитали своему родному языку.
Выдающимся представителем испанской литературы того времени был Хуан Мануэль (1282–1348), племянник Альфонса Х, один из самых крупных феодалов Кастилии. Его принято считать подлинным создателем испанской художественной прозы, заложившим основы испанской новеллы. Его произведения, для которых характерно сочетание повествовательных и дидактических элементов, дошли до нас в позднейших списках, да и то не полностью. Это – Книга о рыцаре и оруженосце, Книга состояний и Книга примеров графа Луканора и Патронио (1328–1335), сочинение, где отразилась связь испанской литературы с восточной повествовательной традицией.


Спасибо: 0 
Quote Reply



Guest
Joined: 01.01.70
link post  Posted: 27.03.08 20:53. Post subject: Другой представитель..


Другой представитель дидактического направления середины 14 в. – раввин Сем Тоб (1300–?) посвятил свою книгу Мудрые толкования или моральные поговорки королю Педро Жестокому, благоволившему к евреям.
Крупнейший поэт, живший в последней четверти 13 в. – первой половине 14 в. – Хуан Руис, протопресвитер Итский. Его перу принадлежит Книга благой любви (1343), рассказ о его жизни и любовных похождениях – поэма, сочетавшая средневековые религиозные мотивы с жизнелюбием и способствовавшая формированию испанского плутовского романа.
Один из последних представителей собственно средневековой литературы – Перо Лопес де Аяла (1332–1407). Его Поэма о придворной жизни (1385–1403) – последнее произведение, написанное в формах «ученого искусства», где моральное поучение сочетается с сатирой на современные нравы, которым противопоставляется патриархальное прошлое.
Расцвет романса, пришедшего на смену эпической поэме, относится к 15 в. Краткие эпико-лирические или лирические произведения первоначально предназначались для пения с музыкальным сопровождением. Принято делить романсы на несколько тематических циклов: исторические – о деятелях испанской истории; романсы на античные сюжеты; романсы, посвященные борьбе с маврами; или пограничные, мавританские романсы, повествующие уже о добродетелях мавров, бытовые и лирические. Позднее, в эпоху Возрождения, романсы объединяли в сборники, которые назывались «романсеро».
Творчество Хуана Руиса знаменует новый период в развитии испанской литературы, охватывающий конец 14 и первые три четверти 15 вв. Это был сложный исторический период, когда феодальная раздробленность мешала дальнейшему развитию страны, и лишь в результате брака Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского (1469) произошло объединение двух самых крупных государств Испании.
Наряду с провансальской и галисийско-португальской лирикой появляется поэзия, ориентирующаяся на опыт итальянских поэтов Возрождения. Многие авторы переходят с галисийско-португальского языка на родной кастильский.
В 15 в. появляются сборники поэзии под названием «кансьонерос» («песенники»), сначала рукописные, затем печатные. Наиболее известны – Кансьонеро Баэны, (ок. 1445), составленный Хуаном Алонсо де Баэна для развлечения короля и его придворных, и Кансьонеро Стуньиги
Расцвет аристократической придворной культуры приходится на начало 15 в. При Хуане II, стремившемся превратить свой двор в центр рыцарской культуры, устраивались литературные состязания, просвещенная аристократия покровительствовала писателям и сама участвовала в литературном творчестве. Поэты Иньиго Лопес де Мендоса, маркиз Сантильяна (1398–1458) и Хорхе Манрике (1440–1479) в своем творчестве успешно применяли принципы аллегорической поэзии.
Во многих прозаических произведениях 15 в. философские размышления сочетаются с сатирой, а нарочито ученая речь – с разговорными выражениями. Как, например, в книге Альфонсо Мартинеса де Толедо (1398?–1470?), известного как протопресвитер из Талаверы, – Бич, или Осуждение мирской любви (1438), крупнейшем сатирическом произведении в испанской прозе 15 в. Сатирическое начало проявилось и в анонимном

Спасибо: 0 
Quote Reply



Guest
Joined: 01.01.70
link post  Posted: 27.03.08 20:53. Post subject: поэтическом творчест..


поэтическом творчестве начала 15 в., ва том числе в написанной в форме диалога поэме Пляска смерти. Распространенной формой сатиры эпохи Предренессанса были куплеты, из них наиболее известные – Куплеты Минго Ревульго.
В прозе 15 в. возникают новые жанры. Портреты современников можно найти в книге Фернана Переса Гусмана (1376–1460) Поколения и жизнеописания. Появляются сочинения, посвященные заморским путешествиям (История великого Тамерлана Руй Гонсалеса де Клавихо, ум. в 1412; Странствия и путешествия Педро Тафура в различных частях света (сер. 15 в.).


Спасибо: 0 
Quote Reply
Reply:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Username, Password:      register    
Тему читают:
- user online
- user offline
All times are GMT  3 Hours. Hits today: 0
You can: smiles yes, images yes, types yes, poll no
avatars yes, links on, premoderation off, edit new post no